Образовательные стандарты

Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ЗДЕСЬ). Изменение: Пункт 1.9 после слов "на родном языке из числа языков народов Российской Федерации" дополнить словами "в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся" (Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)

 Этот документ включает три группы требований:
  • требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования,
  • требования к условиям ее реализации,
  • требования к результатам освоения Программы.

Можно смело сказать, что с появлением данного документа начался новый период в развитии дошкольного образования. Перемены коснулись всех участников образовательных отношений: педагогов,  воспитанников и родителей. 

В нашем детском саду ведется  работа по реализации ФГОС в деятельность дошкольного учреждения. Разработан план введения ФГОС, с воспитателями проводились обучающие семинары, для родителей разработаны буклеты и консультации.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает: 

·       самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

·       социокультурное разнообразие детства;

·       возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

·       потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья;

·       возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт утверждает основные принципы:

·         поддержки разнообразия детства;

·         сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

·         полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

·         создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

·         содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

·         приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

·         формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

·         учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт ставит следующие цели:

·         обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

·   обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·         сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

·  охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

· сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

·  формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

·  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

·  обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

· определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

ФГОС является основой для:

· разработки и реализации Программы;

· разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

· разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

· формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

· объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

· подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

  • Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (здесь). Изменение: Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 32 О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
  • Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 г. Москва «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»(здесь). Изменение: Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 33 О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293.
     
  • На сайте ФИРО находится Навигатор программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  (здесь)

  Комментарии к ФГОС ДО (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г.)   

 Приказ Управления по делам образования г. Челябинска "Об организации работы по введению ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования" от 26.02.2014 г. № 159-у

 Приказ управления образования Металлургического района "Об организации работы по введению ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования" от 12.03.2014 г. № 163-у

 Положение о творческой группе по введению ФГОС ДО в МБДОУ ДС № 207